Снятие утомления певческого аппарата

СНЯТИЕ УТОМЛЕНИЯ ПЕВЧЕСКОГО АППАРАТА ?

Во время тренировок (занятий), выступлений (спектакли, концерты) голосовой аппарат подвергается огромным нагрузкам, вследствие которых возникает и накапливается напряжение на голосовых связках. Длительные или очень большие нагрузки приводят к потере здоровья голосового аппарата. Певцы об этом знают и, чтобы снять нагрузки с голосовых связок, стараются поменьше говорить или помолчать, т.е. временно не эксплуатировать голос. Это очень ограниченное представление о том, как привести в состояние покоя певческий аппарат, который был длительное время в напряжении. Для того чтобы привести певческий аппарат в норму необходимо снять мышечные зажимы, неизбежно возникающие при пении, нормализовать дыхание, вернуть диафрагму в исходное — «не певческое» положение, расслабить голосовые связки, обеспечив голосу обычную речевую тесситуру. Здоровье голоса представляет собой сложную систему взаимодополняющих компонентов, которые делятся на четыре главные части: профилактика, гигиена, реабилитация и мониторинг здоровья.

Разработанный способ снятия утомления певческого аппарата включает дыхательные и физические упражнения. Упражнения подобраны так, что движения рук, шеи и головы направлены на расслабление мышц, принимающих участие в дыхании при фонации, а также пении. Универсальный рекреакционный комплекс состоит из семи упражнений.

Упражнение ⃣

Лежа на полу или любой жесткой поверхности, закрыть глаза, расслабиться, почувствовать, что нижняя челюсть полностью расслаблена, рот приоткрыт.Набрав воздух, медленно выдыхать, издавая «утробный» звук а. Повторить два-три раза. Встать. Произнеся любую фразу, убедитесь, что голос стал ниже. Это и есть природный голос, который завышается при напряжении мышц как при разговоре, так и при пении. Этим упражнением освобождается голос, снимается напряжение с голосовых связок.

Упражнение ⃣

В положении стоя исполнить глиссандо с самой верхней ноты диапазона до самой нижней. Повторить два-три раза. Это упражнение успокаивает связки полностью, безопасно «законсервирует» до следующего раза.

Упражнение ⃣

Расслабить нижнюю челюсть, отпустив ее. В таком положении, при слегка приоткрытом рте, помассировать указательными пальцами верхнечелюстной сустав, сильно надавливая и делая движения по часовой стрелке. Уделить этому секунд 20-30. Оставшееся напряжение, которое возникает при нагрузке на этот сустав, обеспечивающий движение нижней челюсти, от этого точечного массажа с прессурой уходит.

Упражнение ⃣

Исходное положение — ноги на ширине плеч. Плечи ссутулены. Шея расслаблена, голова повисла, едва касаясь подбородком груди. Руки расслаблено висят. Проверить, что в них нет напряжения. Ощутив полное расслабление верхнего плечевого пояса, начать медленно, вслед за руками, наклонятся вперед. Не торопиться. Сосредоточиться на ощущениях в позвоночнике. Необходимо ощущать его как натянутый лук. Предел опускания индивидуален и зависит от строения позвоночника, его функциональных возможностей. Если появилось напряжение в ягодицах остановиться. Зафиксировать тело в таком положении секунд на 15. Затем медленно сделать 3-4 движения головой типа «да-да», потом 4-5 «нет-нет». Медленно, по той же траектории выпрямиться до исходного положения. Побыть в таком положении 3-5 секунд, затем не торопясь поднять голову, выпрямить плечи. Этот наклон начинает процесс снятия напряжения мышц верхнего плечевого пояса, шеи, живота и расслабление диафрагмы, которое завершается в следующих двух упражнениях.

Упражнение ⃣

Ноги на ширине плеч, плечи расправлены, зафиксированы, спина прямая. Ладони рук, сложенные одна на другой, закрывают эпигастральную область. Носом сделать обычный вдох, ненадолго задержать дыхание, затем начать выдыхать через рот, выпуская воздух небольшими порциями, работая брюшным прессом. Сделав толчок брюшным прессом, задержать дыхание снова. Всего на выдох придется 5-6 таких пульсирующих толчков. На последнем, соответственно шестом или седьмом, выдохнуть оставшийся воздух (получается более длинный выдох, чем предыдущие 5-6). Выполнение этого упражнения обеспечивает практически полное расслабление диафрагме. Рекомендуется двух-, трехкратное повторение. Следующее упражнение завершит процесс и обеспечит ее стабилизацию.

Упражнение ⃣

Глаза закрыты. Ноги на ширине плеч, носки стоп смотрят наружу. Руки, согнутые в локтях и перекрещенные, находятся на уровне нижнего края ребер. Вдох осуществить носом, одновременно, на вдохе, руки плавно через стороны поднимать вверх, принимая параллельное положение ладонями внутрь. Задержать дыхание и потянуться указательными пальцами вверх. На выдохе ртом указательными пальцами описать круг, руки опускают через стороны. Повторив упражнение 2-3 раза и убедившись, что дыхание успокоилось и стало ровным и поверхностным, можно быть уверенным в том, что диафрагма пришла в норму.Остались межреберные и некоторые другие мышцы груди и живота, участвующие в пении.

Упражнение ⃣

Ноги расставить шире, чем в предыдущем упражнении. Правая рука, согнутая в 10 локте, опирается на правый тазобедренный сустав. Левая рука висит свободно вдольтуловища. На вдохе (носом) прямая левая рука поднимается вверх, до соприкосновения с левым ухом. Выдох ртом с одновременным напряжением (гиперэкстензия мышц) руки, которая тянется вперед. Задержать дыхание на выдохе. В это время переместить ладонь правой руки на левую боковую поверхность. На вдохе расслабляются межреберные промежутки, а на выдохе — сокращаются. Сделать два вдоха и два выдоха. Затем повторить упражнение, поменяв руку, т.е. зеркально.

Для освоения разработанного рекреационного комплекса потребуется время, однако, освоив его, можно приводить певческий аппарат в полный порядок, что способствует сохранению его здоровья.

Методика О.Л. Монд

Comments are closed.