??? КАК ЗАНИМАТЬСЯ С МАЛЫШОМ МУЗЫКОЙ? ЧАСТЬ 2.

С родителями ребятишек, которые у меня обучались, я часто обсуждала возможности музыкального развития детей. Оказалось, что многие взрослые хотели бы, чтобы их дети знали, понимали, любили классическую музыку. Как этого достичь с детьми, которым всего 1,5 – 3 года?

Я хочу вам предложить модель занятий классической музыкой с детьми младшего дошкольного возраста. Дети, которые занимались по данной методике, легко узнают композиторов по фотографиям, угадывают музыкальные отрывки (название и автора). В процессе выполнения упражнений у них развиваются творческие способности, координация, мышление, воображение, память, внимание и главное, любовь и понимание классической музыки.

Обучение дошкольников классической музыке имеет свои специфические особенности.

Музыкальные отрывки должны быть картинными, конкретными и понятными. Музыка – искусство метафизическое, звучание нельзя пощупать, увидеть. Его можно только услышать и создать внутри себя собственную картину вИдения произведения. Маленькие дети еще не способны воспринимать абстрактные музыкальные классические произведения. Очень чувствительные дети сильно реагируют даже на легкие минорные звучания. Ритмичные, в среднем и высоких регистрах звуки вызывают у малышей желание двигаться, играть на музыкальных инструментах.

Классические произведения, с которых можно начинать знакомство с классической музыкой:
? Римский–Корсаков «Полет шмеля»
? Шуберт «Форель»
? Моцарт «Катание на санях»
? Сен-Санс «Лебедь», «Аквариум»
? Дебюсси «Лунный свет»
? Лядов «Музыкальная шкатулка»
? Вивальди «Времена года»
? Боккерини «Менуэт»
? Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Болезнь куклы»
? Шопен «Капли дождя» (1 часть)
? Бах «Шутка»

Слушание музыки обязательно должно проходить активно, с использованием игрушек, различных предметов. Дети дошкольного возраста не готовы ПРОСТО СИДЕТЬ и слушать музыку. Им необходимо двигаться, играть. Эту особенность можно использовать.

На примере 2-3 произведений я постараюсь показать, как можно организовать «активное слушание».

⃣ Сен-Санс «Лебедь».
Из белой бумаги вы заранее вырезаете нужное вам количество белых крыльев. На маленькую булавочку эти крылья прикрепляются к одежде детей (одну пару вы непременно должны оставить для себя и тоже прикрепить). Когда начинает звучать музыка вы плавно, в такт ей начинаете двигаться. Дети очень любят смотреть на себя в зеркало, когда «пролетают». «Летать» можно и рядом с портретом Сен-Санса. Во время звучания музыки вы несколько раз повторяете фамилию композитора и название произведения. Нет необходимости придумывать специальные движения. Дети легко запомнят произведение через собственное движение и тот образ, который у них получился.

⃣ Шуберт «Форель».
Не все дети знают, что такое форель. Поэтому для начала им следует ее показать (на картинке или игрушке). Затем вам понадобится таз с теплой водой. Дети располагаются вокруг воды, а когда вы им скажете название произведения, и начнет звучать музыка, их ручки превратятся в рыбок. Данное упражнение способствует развитию кинестетических ощущений. В ритм музыке ручки-рыбки двигаются в воде. «Поток смутил он в ту ж минуту», — вы круговыми движениями мутите воду и ловите ручки ребят.

⃣ Лядов «Музыкальная шкатулка».
Скорее всего, само название произведения вам уже подсказывает, что для выполнения упражнения понадобится музыкальная шкатулка. Красивая, маленькая — она завораживает ребят. В такт музыке дети передают ее из рук в руки, ритмично раскачивая.

⃣ Боккерини «Менуэт».
Менуэт – французский танец, который исполняется маленькими шажками. Учить танцевать менуэт — не так-то просто. Тем более, что вам нужно, чтобы дети только запомнили музыку. Позвольте им самим исполнить каждому свой менуэт, главное условие — маленькие шажки. Упражнение можно превратить в игру. Ведущий танцует менуэт, остальные участники превращаются в скульптуры: стоят неподвижно в какой-нибудь позе. Танцующий, прикасаясь рукой к «скульптуре», оживляет ее, сам становясь неподвижным. Так по очереди все ребята смогут исполнить танец. Для выполнения неподвижных фигур я использовала наборы фотографий со скульптурами. Сначала дети изображали те позы, которые были на картинках, потом придумывали свои.

Сформулирую общие правила изучения классической музыки детьми дошкольного возраста:

? перед выполнением упражнения необходимо показать портрет композитора, озвучить его фамилию и название произведения (очень удобно, когда фамилия и название записаны на звуковом носителе перед звучащим произведением),
? в процессе звучания музыки несколько раз повторять название и фамилию автора,
? при выполнении упражнений следовать за творческими пробуждениями детей,
? каждое упражнение выполнять на 2-3 занятиях. Затем начинать новое. На каждом занятии повторять композиторов и произведение: демонстрировать портрет и помогать детям вспомнить название, проигрывать отрывки знакомых произведений и просить угадывать название и автора.

В такой форме малыши легко запоминают музыкальные отрывки. Дошкольники очень гордятся тем, что могут узнать композиторов в музее, филармонии, книгах. Родители моих учеников отмечали, что у детей вырастал интерес к классической музыке: они угадывали музыкальные отрывки, звучащие по радио, садились смотреть и слушать музыкальные передачи по телевизору и т.д.

Автор: Елена Семынина


Источник

Comments are closed.