Вокальная техника и ее парадоксы

☝?? Парадоксальность певческого дыхания заключается в следующем. Всем известно, что пение происходит во время выдыхания воздуха. Это обстоятельство, казалось бы, неизбежно должно приводить к уменьшению объёма лёгких, спадению стенок грудной клетки и поднятию купола диафрагмы. На самом же деле у мастеров даже при продолжительном певческом выдохе (Э. Карузо держал верхнее до свыше 40 секунд, известный отечественный баритон С. И. Мигай мог петь на одном выдохе более минуты) грудная клетка не опадается. Она продолжает оставаться на протяжении всего пения в положении оптимального вдоха, причём у особо техничных певцов отмечается неподвижность её стенок. Сохраняется и относительно устойчивое положение диафрагмы. Более того, к концу длинной фразы иногда отмечается даже её движение вниз.

Необъяснимым оказывается этот парадокс и для поющего. Певец точно знает, что пение происходит во время выдоха находящегося в лёгких воздуха. Но вопреки, казалось бы, этому очевидному и бесспорному положению, — пение «на выдохе» у оперных певцов считается признаком непрофессионального владения голосом. В отличие от поющих «на выдохе» необученных певцов, опытные певцы поют на так называемом «удержанном» дыхании, причём во время пения у них действительно появляется и сохраняется ясное ощущение (впечатление) продолжающегося вдоха.

В.И. Юшманов «Вокальная техника и ее парадоксы»

Comments are closed.