О вокале: А.Е. Варламов «Полная школа пения»

– Некоторые учителя несправедливо утверждали, будто обучение пению, начатое до совершеннолетия, бывает гибельно для голоса и вредно для здоровья.

Опыт доказал противное. Ученик может упражняться в вокализации с самого нежного возраста; через это он приобретет более силы и гибкости; надобно только, чтоб учитель поступал благоразумно и соблюдал предосторожности, которых требует орган, еще не совсем установившийся.

Приготовив предварительно слух учащегося к ощущению музыкальности, уча его механически (практически) и шутя, при помощи фортепиано, почти до семи лет, когда он выучится отворять (открывать) рот и давать ему форму наиболее способную для произведения звука, надобно заставлять его петь не спеша и при медленном такте (темпе) не целые гаммы, как это делается при пении взрослых, но только те ноты, которые он будет выпевать без труда.

Надобно дать ему полное понятие о расстояниях (интервалах) от одного тона гаммы до другого и заставлять его верно схватывать интервалы как соединенные (звучащие гармонически), так и разделенные (звучащие мелодически).

Должно соблюдать предосторожность, чтобы такого рода упражнения продолжались не более четверти или получаса в день, смотря по тому, каковы пьесы, и чтобы не повредить грудь, то есть легких и частей от них зависящих. В противном случае, от этого могут произойти весьма вредные последствия.

Следуя сим путем, можно, при посредстве воли, приобрести исподволь способность управлять мускулами, которые, достигнув совершенного развития, будут иметь более гибкости и силы.

Сих-то гибкости и упругости обыкновенно не имеют люди, начавшие учиться пению поздно; мускулы, остававшиеся в бездействии, тем более сопротивляются воле, что достигли полного своего развития…

Смею даже утверждать, что недостаток голосов, на который не без причины жалуются в течение пятнадцати или двадцати лет, происходит более всего от ненадлежащего направления, которое дают органу детей; оттого, что очень часто самые счастливые органические (природные) способности истребляются от упражнений, которые не только что преждевременны и превышают собою силы учащихся, но большею частью не сообразны с вокализацией, которая совершенно отличается от вокализации, свойственной неорганическому (механическому) инструменту.

Повторим же, что весьма важно давать петь молодым ученикам только такие музыкальные пьесы, которые соразмерны с их голосом и которые от больших и продолжительных усилий не подвергают их опасности лишиться хороших способностей к пению.

А.Е. Варламов «Полная школа пения»

Comments are closed.