Установка корпуса, головы и рта в пении

УСТАНОВКА КОРПУСА, ГОЛОВЫ И РТА В ПЕНИИ ???

Начиная заниматься пением, следует сразу обратить внимание на некоторые внешние моменты: на установку корпуса, головы, рта. Вопрос об установке корпуса в пении следует рассматривать с двух сторон – с точки зрения эстетической и с точки зрения влияния позы на голосообразование.

Певец, умеющий красиво стоять на сцене – уже много сделал для успеха своего выступления. Привычка к естественному положению корпуса, свободными руками, выпрямленной спине должна воспитываться с самых первых этапов обучения.

Следует не допускать никаких лишних движений, сопутствующих напряжений, нарочитой позы. Если их допустить в начале работы, то они быстро искореняются и борьба с ними в дальнейшем будет весьма трудным. Не следует, конечно, думать, что положение корпуса определяет характер образования, однако та поза, при которой брюшной пресс натянут и грудная клетка находится в свободном, развернутом состоянии, может считаться наилучшей для работы нал певческим голосом.

Всем известно, что петь сидя труднее, чем стоя, и что, когда певцы поют в опере сидя, они либо опускают колено со стула, либо стараются петь вытянувшись, полулежа. Это определяется тем, что при сидячем положении брюшной пресс расслаблен из-за изменения положения таза. Развернутая грудная клетка создает наилучшие возможности для работы диафрагмы, для хорошего тонуса дыхательных мышц. Мобилизует наши мышцы на выполнение фонационного задания. Надо всегда помнить, что мышечная собранность в сущности, есть нервно-мышечная собранность, что мобилизация мышц одновременно мобилизует и нервную систему. Именно в нервной системе устанавливаются те рефлексы, те навыки, которые мы хотим прививать ученику.

Положение головы также важно как с эстетической стороны, так и с точки зрения влияния его на голосообразование. Голова должна смотреть на публику прямо и поворачиваться, двигаться в зависимости от исполнительской задачи. Сильная степень подъема головы всегда ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Что не может отразиться вредно на звучании. Слишком запрокинутая или слишком опущенная голова – как правило – результат вовремя не исправленных дурных привычек.

Одним из внешних моментов, на которые приходится обращать внимание, является лицевая мускулатура, ее спокойствие, не напряженность в пении. Лицо должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – выражению содержания произведения.

С самого начала занятий надо следить за позой певца. Свободной его мускулатуры и умением мобилизовать себя для выполнения певческих заданий. Нужно следить за свободой шейной мускулатуры от напряжения и воспитывать естественное, прямое положение головы. Следует сразу пресекать всякие лишние движения рук, корпуса, сопутствующие гримасы, поднятие на носки и т. п.

Хомаковская Н.В. «Современные методы развития вокальных способностей»

Comments are closed.