Певческое дыхание

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ ???

Дыхание — фундамент пения, все зиждется на нем. Кто умеет правильно дышать — тот умеет петь. Поэтому прежде всего учитель должен научить ученика правильно дышать. Я не буду здесь перечислять различные способы дыхания, объяснять их положительные и отрицательные стороны, а остановлюсь лишь на одном из них — на нижнереберно-диафрагматическом, как на типе единственно пригодном для пения. Развивайте его, не забывая, что это наиболее естественный вид дыхания вообще. Каждый желающий усовершенствовать свое дыхание, будучи даже очень занятым человеком, найдет в течение дня несколько минут свободного времени для выполнения соответствующих упражнений. Во время обучения пению главным путеводителем должна быть природа; проверяйте каждый шаг ваших занятий, пусть учитель объяснит все, что вам не ясно. Убеждайтесь, не противоречит ли что-нибудь вашим природным данным, иначе вам грозит безусловная порча голоса, а подчас и полная потеря его.

Нетрудно убедиться, что нижнереберно-диафрагматическим способом может дышать каждый человек. Для этого надо лечь на спину, и вы увидите, как равномерно подымается и опускается верхняя часть живота. Каждый вечер, ложась спать, дышите минут 5—10 следующим образом. Воздух втягивайте обязательно носом медленно, без шума, задержите его на секунду или две, и затем считайте шепотом: «двадцать один, двадцать два, двадцать три» и т. д. Воздух постепенно будет выходить из легких плавно и без толчков, конечно, лишь при совершенно равномерном счете. Я нарочно рекомендую считать 21, 22, 23, так как время, затрачиваемое на произношение этих цифр, легче приравнять к 1 секунде. Однозначные цифры произносятся быстрее. Не переутомляйтесь чрезмерными упражнениями, будьте осмотрительны. Утомленное дыхание вызывает дрожание звука. Никогда не работайте над развитием дыхания на полный желудок. Помните: певец не должен петь ранее 3—4 часов после приема пищи. К сожалению, у многих певцов встречается к этому удивительно пренебрежительное отношение,. в результате чего впоследствии появляется «качание» звука.

Занимайтесь развитием дыхания также по утрам и среди дня, для чего следует встать, прочно опираясь на обе ноги, приподнять немного грудную клетку и голову (что нaзывaeтcя принять молодцеватый вид) и набирать воздух через нос, но отнюдь не чрезмерно, не напрягая слишком дыхательных мышц. Затем задержите слегка воздух и шепотом считайте, что развивает равномерный замедленный выдох.

Старайтесь не затягивать себя туго ремнем или кушаком, дайте свободно работать диафрагме. Современную женскую моду можно приветствовать, поскольку она освободила тело женщины от корсета, так пагубно влиявшего на диафрагматический способ дыхания. Старайтесь быть больше на воздухе, развивайте ваше дыхание прогулками, спортом. Помните, какими бы прекрасными голосовыми средствами вы ни обладали, без умения владеть и распоряжаться своим дыханием блестящих результатов никогда не достигнете. Помимо чисто физиологического способа развития дыхания, необходимо ежедневно во время упражнений голоса петь возможно медленно, насколько это, конечно, позволяют индивидуальные качества каждого, обыкновенную гамму со счетом на 4/4. Первоначально можно брать дыхание через 2 такта и по мере развития дыхания через 4. Звук должен быть ровным, без малейших колебаний. Представьте себе игру на виолончели, легатируйте (связывайте) все ноты, но без portamento (переноса голоса с одной ноты на другую). Пойте по общепринятому способу: кверху усиливая звук (crescendo) и книзу постепенно ослабляя его (diminuendo), не доходя, однако, до предельных нот вашего диапазона.

Упражнение поется в возможно медленном темпе, заставляя усиленно работать диафрагму, поддерживая ровный звук и экономя выдыхаемый воздух. Я преднамеренно нигде не говорю о легких, так как певец не должен о них помнить и не дышать грудью, некрасиво подымая верхнюю ее часть. При упражнениях не старайтесь выдохнуть весь запас воздуха — всегда оставляйте некоторое его количество. Помните также, что при высоких тонах никогда не рекомендуется набирать воздух с избытком. Глубоко заблуждается тот, кто думает, что нота верхнего регистра требует большего количества воздуха. Все заключается в умении подойти к высокой ноте, тем более если она имеется в природных данных певца. Старайтесь, по возможности, набирать воздух носом, так как дышать ртом само по себе крайне вредно. Жаркая, душная атмосфера зрительного зала сушит нёбо. Верно и метко сравнивал знаменитый итальянский профессор Фр. Ламперти дыхание во время пения с дыханием пловца. Здесь та же манера дышать носом и необходимость задерживать дыхание. Когда ученик овладеет в полной мере управлением органами дыхания, все же он не должен оставлять упражнений, способствующих их дальнейшему развитию. Пусть всегда наряду с другими произведениями репертуара у него будут романсы или арии, требующие исполнения на широком дыхании. Это станет его ежедневным упражнением для развития диафрагмы. Как только падает интенсивность дыхания, когда оно ослабевает, — ухудшается звук и голос теряет свою полетность и легкость. Есть примитивный, но верный способ проверки плавности выдыхаемого воздуха. Поднесите зажженную свечу к вашему рту во время фонации. Пламя свечи во время издавания звука не должно испытывать ни малейшего колебания.

Часто ученики задают вопрос: «Где здесь дышать?». При пении вокализов или упражнений по сольфеджио такие сомнения возникают редко, так как помимо пауз, где, конечно, всякому известно, что можно возобновить запас воздуха, места дыхания обыкновенно показаны в виде запятых, поставленных лад верхней линейкой. Полезно помнить, что в ущерб возможности взять полное дыхание, никогда не следует растягивать музыкальные фразы. Держите их в строгом ритме и пользуйтесь каждым случаем, чтобы возобновить количество воздуха. При пении романсов и арий часто возникают трудности, так как далеко не каждый композитор считается с поэтическим текстом, положенным им на музыку. Нужно быть очень осторожным и стараться прежде всего неуместно взятым дыханием не искажать логики фразы. Помните, что прежде всего аудитория требует слова, она хочет знать, о чем повествует певец. При подобных затруднениях старайтесь продекламировать данное место, прочесть его громко — и вам станет вполне ясен вопрос — где удобнее взять дыхание. Конечно, нельзя дышать посреди слов, что само собой понятно, так как и в разговорной речи никто не дышит посреди слова. Обратите внимание, как жало певцов умеет произносить но время пения такие возгласы, как: «Ах», «Эх», «Ох»! Они их просто поют, но самого вздоха, как того требует логика, вы не слышите. А почему? Да просто потому, что недостаточно владеют дыханием. А умение хохотать — с каким трудом приходится большинству учащихся и даже артистов добиваться умения смеяться, где этого требует роль!

В заключение того, что я хотел сказать о дыхании, могу повторить и особо подчеркнуть: заставляйте ученика дышать возможно реже, увеличивайте способность петь кантилену, так как в ней заложено настоящее искусство пения. Умея владеть кантиленой, т. е. широким пением, ученик всегда сможет пропеть короткие, отрывочные фразы. Приучив же себя к частому возобновлению дыхания, он потеряет кантилену.

Ф.Ф. Витт «Практические советы обучающимся пению»

Comments are closed.