Советы вокалистам от солистов Ла-Скала

? Во время пения должны быть максимальная дисциплина дыхания, свободное лицо и рот, мягкий подбородок. Голос должен резонировать в голове. Звуки как бы «выливаются» из горла, все время связаны с ним. Гортань во время пения должна оставаться неподвижной

? Рот при пении должен быть естественным, округлым. Любая специально удержанная «позиция рта» — величайшая ошибка. В пении надо опустить подбородок, расслабить щеки и нижнюю челюсть, наподобие того состояния, когда мы зеваем. Губы при этом должны быть мягкими, свободными, а мягкое нёбо поднято. Очень часто певцы, не имеющие вокальной школы, подают звук вперед или в нос — это ошибка. Резонанс должен быть в голове, а не в носу

? Я всегда говорю своим ученикам, желая, чтобы они подняли мягкое нёбо: «Выше зуб мудрости!»

? Обязательно приходится следить за тем, чтобы нижняя челюсть и побородок были свободны. Освобождение мышц верхней части лица, скул — одна из основ верного пения. Лицо делится по ощущению как бы на две разные части — верхнюю и нижнюю. Верхняя по ощущению должна быть поднята и неподвижна, нижняя — свободна, расслаблена, опущена

? Я стараюсь вдыхать через нос. Дыхание набираю так, чтобы хорошо расширились нижние ребра

? Очень важно, правильно атаковав ноту, ничего не изменять. Нельзя никогда двигать горлом. Оно должно быть неподвижным. В этом — основа ровного, льющегося звука

Тоти Даль Монте «Солисты Ла-Скала о вокальном искусстве»

Comments are closed.