НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ДЫХАНИИ ПРИ ПЕНИИ ??
В итальянском вокальном искусстве XVII и XVIII вв., в так называемой старой итальянской школе, дыханию в пении уделялось большое внимание. В эту эпоху, когда мастерство определялось техникой рулад, трелей, пассажей и каденций, певцы изумляли слушателей исключительно долгим певческим дыханием. Владение голосом строилось на грудном типе дыхания, создававшим возможности для длительного дыхания при умении его сберегать. Г. Манштейн: «Вдох должен производиться без толчков и без раздутия живота, а грудь должна подниматься и опускаться незаметно, чтобы набранного воздуха хватило на возможно долгое время».
Во второй половине XIX века новая итальянская школа провозгласила иные правила: умеренный набор воздуха сменяется более полным вдохом, а тип дыхания становится более низким. Ф.Ламперти: «Во время пения нужно незаметно опускать плечи, расширять грудобрюшную преграду и мускулы живота». Этот грудодиафрагматический тип дыхания характерен для вокальной техники всех национальных школ начиная примерно с середины прошлого столетия.
· Исторически характер дыхания и характер звука, которым пользовались певцы, были тесно взаимосвязаны друг с другом.
· Вокально-техническое совершенство может быть достигнуто при любом типе дыхания.
· Грудной тип дыхания не является неверным. На нем можно выработать и большую длительность звучания голоса, и большое вокально-техническое мастерство.
Белоброва Е.Ю. «Техника эстрадного вокала»