???? СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ И МЕТОДЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ. ЧАСТЬ 1.

Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики музыкальных школ и даже признанные мастера – исполнители.

Вот как вспоминает о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела…Я плыл по нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение».

По мнению учёных, сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания «адаптационного синдрома» к усложнённым условиям жизни и труда. Сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях сходны с переживаниями человека в экстремальной ситуации. Потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание.

☝ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА НА СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ:

Реакция зависит от личности человека. Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию.

⃣ Напряжённый тип.
В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий.
На уроке можно наблюдать как напряжены дети, пытаясь выполнить весь комплекс стоящих перед ними исполнительских задач.

⃣ Трусливый тип.
В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу «убежать — замереть — упасть». В крайних случаях пытается спрятаться, полностью «уйти в себя», закрывает глаза, затаивает дыхание.
Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

⃣ Тормозной тип.
Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации «замедленной съёмки». Учащийся данного типа требует «встряски». Для продуктивной деятельности ему необходим хороший «запас прочности» знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.

⃣ Агрессивный тип.
В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, «нападая» на всех и всё.
Так, например, некоторые маленькие пианисты начинают «наказывать» непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке.

⃣ Прогрессивный тип.
Представителей этого типа принято называть «экстремалами». В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется «боевой задор». Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.
«Прогрессивный» тип реагирования является идеальным для сценической деятельности. Исполнитель – экстремал не любит «выкладываться» на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене.

Продолжение следует…

Автор: Щетинина Л.С.


Источник

Comments are closed.