☝ Поговорим сегодня о том, что такое музыкальная импровизация.

В переводе с латинского языка импровизация значит — непредвиденный, неожиданный, внезапный. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и являются самым древним методом творчества. Это как процесс создания произведения во время исполнения, так и сам способ творчества.

Также к импровизации относят такой жанр как экспромт — музыкальное произведение, сочинённое сразу, без подготовки. Это небольшие пьесы импровизационного характера. В этом жанре работали, например, Фредерик Шопен и Франц Шуберт. Во второй половине XIX века экспромт, как один из жанров импровизации стал исчезать.

Существует как классическая импровизация, так и свободная.
В отличие от классической, свободная не подразумевает под собой какие-то определённые правила или рамки. Стиль не ограничен ни определённым жанром, ни ритмом, ни мелодией.

Долгое время музыкальная импровизация существовала в фольклоре и неевропейской музыке и этот вид творчества сформировался под влиянием народного импровизирования. В Европе ранние формы музыкальной импровизации связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Записи такой музыки были неполными и для того, чтобы её повторить, нужно было импровизировать. С течение времени музыкальная импровизация усовершенствовалась и усложнилась. В XVIII–XIX веках от композиторов требовали более точной музыкальной записи, без употребления собственных импровизаций. Однако в начале XIX века импровизация, как вид музыкального творчества играла большую роль в работах таких великих композиторов как, например, Людвиг Ван Бетховен, Фредерик Шопен, Никколо Паганини. Это называлось свободное фантазирование. В XX веке в США профессиональная импровизация присутствовала в творчестве джазовых мастеров. Они умудрялись скомпоновать строгую профессиональную игру и уникальную импровизацию. И даже в ходе времени, в отличие от других музыкальных жанров, джаз по-прежнему использует в своём творчестве импровизацию.

Музыкант-импровизатор должен знать определённые темы, структуры и форму будущего произведения, а так же уметь их гармонично связать между собой. Умение импровизировать не может возникнуть из ниоткуда. Мелодико-гармоничный язык музыканта вырабатывается на протяжении многих лет и приходит с опытом.

Из чего же складывается импровизация?
✍? из мелодического компонента, который основывается на использовании различных интервалов и их чередовании в построении мелодии;
✍? из гармонического компонента, который основывается на том, как Вы можете разнообразить аккомпанемент, используя различные замены аккордов;
✍? и из ритмического компонента, то есть ритмического разнообразия того, что Вы играете.

Некоторое время назад музыкальная импровизация как вид творчества сдала свои позиции. Теперь популярно исполнение по чётко зафиксированной нотации, что характерно музыке европейских стран. Но, все-таки, музыкальная импровизация сохранилась в народном творчестве, джазовой музыке и музыке восточных стран, потому что импровизация в них — это почти единственная форма существования музыки. По сей день многие современные композиторы продолжают использовать импровизацию в своих сочинениях, а музыканты чувствуют потребность возродить традиции музыкально импровизации в русле академической музыки и в музыкальном образовании.

Импровизация — интересное явление. Даже самое сложное сымпровизированное произведение можно проанализировать и зафиксировать. Однако законы импровизации разгадать никто не в силах.


Источник

Comments are closed.